Дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства (с использованием информационных обучающих технологий) разработана на основе Типовой дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, утвержденной Приказом Минтранса России от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
Цель подготовки
Подготовка иных работников СТИ, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС на воздушном транспорте.
В результате изучения программы слушатели должны
знать:
- основные положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
- структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
- структуру требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
- особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;
- порядок обращения с информацией ограниченного доступа;
- порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства (далее — АНВ) на ОТИ и (или) ТС компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений;
- основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
уметь:
- взаимодействовать с работниками на ОТИ и (или) ТС, непосредственно связанными с обеспечением транспортной безопасности;
- информировать об обстановке на ОТИ и (или) ТС.
Форма обучения
Обучение очно-заочное с использованием ИОТ (электронного обучения).
Срок обучения (Объем времени на освоение программы)
Продолжительность подготовки по программе — 25 часов, в том числе:
- с использованием ИОТ — 17 часов;
- очные занятия — 8 часов, в том числе 2 часа экзамен.
Количество очных учебных дней — 1 день.
Максимальная продолжительность учебного дня — 8 часов.
Контроль знаний и навыков
Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем прохождения теста с использованием ИОТ после окончания освоения каждого из модулей Программы.
Слушатели, успешно прошедшие тестирование в части программы с использованием ИОТ, допускаются к очному обучению, промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю, предусматривающему очные занятия, в форме устного опроса слушателей по изученному материалу.
После успешного освоения слушателем каждого модуля Программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена по экзаменационным билетам.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Модуль 1. Введение в курс подготовки
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Цель, задачи и программа курса подготовки | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз | 0,5 | 0,5 | - |
Итого: |
1 | 1 | - |
Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Положения международных нормативных документов по вопросам обеспечения авиационной безопасности, как составной части ТБ | 1 | 1 | - |
2. | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности, — общие сведения | 1 | 1 | - |
3. | Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения | 1 | 1 | - |
Итого: |
3 | 3 | - |
Модуль 3. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности СТИ, ОТИ и (или) ТС
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ и перечня критических элементов. Границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее — КИП) и постов | 1 | 1 | - |
3. | Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
4. | Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 1,5 | 0,5 | 1 |
5. | Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС | 2 | 1 | 1 |
6. | Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС может быть запрещено или ограничено | 1 | 1 | - |
7. | Организация связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС и иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности | 0,5 | 0,5 | - |
8. | Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС | 0,5 | 0,5 | - |
9. | Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС | 1,5 | 0,5 | 1 |
10. | Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности | 2,5 | 0,5 | 2 |
Итого: |
12 | 7 | 5 |
Модуль 4. Информационное обеспечение транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну | 1 | 1 | - |
2. | Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС | 0,5 | 0,5 | - |
3. | Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ | 0,5 | 0,5 | - |
Итого: |
2 | 2 | - |
Модуль 5. Психология поведения пассажиров на воздушном транспорте
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Некоторые психологические аспекты поведения пассажиров на воздушном транспорте, которые могут осложнить стандартный полет ВС | 2 | 2 | - |
Итого: |
2 | 2 | - |
Модуль 6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил | 3 | 2 | 1 |
Итого: |
3 | 2 | 1 |
Модуль 7. Итоговая аттестация. Экзамен по курсу
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Итоговая аттестация. Экзамен по курсу | 3 | - | 2, экз. |
Итого: |
3 | - | 2 |
Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) | ||
---|---|---|---|---|
Общее количество часов: | 25 | 17 | 8, в т. ч. 2 экзамен |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Что такое границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы?
- Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее — КПП) и постов.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Порядок изъятия и уничтожения пропусков.
- Ведение баз данных на выданные пропуска.
- Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Реализация настоящей программы возможна только при наличии необходимой и достаточной учебно-методической и практической базы обучения, отвечающей современным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к учебным заведениям дополнительного профессионального образования, в том числе современной системы обучения, контроля и тестирования слушателей, эффективно отработанных учебных материалов по транспортной и авиационной безопасности. Необходимо учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки слушателей.
Для преподавания и работы в качестве инструкторов практического обучения кроме штатных преподавателей авиационного учебного центра могут привлекаться специалисты-профессионалы из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, научных работников и практиков, прошедших специальную подготовку по вопросам транспортной и авиационной безопасности.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Занятия с использованием ИОТ проводятся с целью изучения нового учебного материала.
Очные занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных с использованием ИОТ и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Для реализации программы необходимо наличие:
- учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
- тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.
На очных занятиях преподаватель (инструктор) обязан принимать меры предосторожности, не допускать нарушения слушателями Техники безопасности и требований документов по охране труда.