Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Изображения:
Размер шрифта:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Пассажирам с ограниченными возможностями здоровья
Назад

Программа профессионального обучения повышения квалификации «Периодической наземной подготовки бортрадистов ВС. Обеспечение авиационной безопасности»

Настоящая учебная программа предназначена для реализации требований по обеспечению авиационной безопасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гражданской авиации, и пп. 5.84, 5.104, 5.105 ФАП-128. Программа является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить бортрадисты воздушных судов в процессе обучения на курсах в Учебно-тренировочном центре в соответствии с квалификационно-должностными требованиями.

Цель подготовки

Повышение уровня профессиональных знаний и практических навыков обучаемых, полученных ими ранее, необходимых для высокоэффективного обеспечения авиационной безопасности при осуществлении профессиональной деятельности.

В результате подготовки слушатели должны:

знать:

  • общее понятие о причинах и особенностях воздушного терроризма, формы и методы борьбы с ним;
  • общие сведения об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
  • тенденции изменения состояния авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации и в мире за последние годы;
  • требования Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, рекомендации ИАТА по авиационной безопасности;
  • требования нормативных правовых документов Российской Федерации по обеспечению АБ в ГА, нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и других полномочных органов по обеспечению защиты ГА от актов незаконного вмешательства;
  • основное содержание и порядок выполнения мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;
  • установленный порядок контроля доступа и передвижения в контролируемой зоне аэропорта;
  • организацию и проведение досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, почты и грузов;
  • методы контроля поведения террористов и реакцию пассажиров;
  • порядок действий в кабине летного экипажа, поддержания связи, координации и взаимодействия между летным и кабинным экипажем в условиях штатного режима работы и при возникновении чрезвычайной обстановки на борту ВС, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность ГА;
  • соответствующие меры самообороны;
  • перечень опасных веществ и предметов, запрещённых (разрешенных с соблюдением необходимых правил) пассажирам и членам экипажей ВС к перевозке в изолированных багажных отсеках ВС, зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах;
  • общие сведения и отличительные признаки средств, используемых в террористических актах;
  • порядок проведения предполетного и дополнительного досмотра воздушных судов, схемы и перечни мест досмотра воздушных судов, обязанности членов экипажа по участию в проведении досмотра ВС;
  • порядок досмотра воздушных судов в полете и поиска подозрительного предмета и размещения его в наименее опасном месте воздушного судна;
  • обязанности и порядок действий экипажа в условиях чрезвычайной обстановки и при пресечении противоправного поведения пассажиров.

уметь:

  • оценивать уровень опасности события (чрезвычайной ситуации или акта незаконного вмешательства) в полете и на земле;
  • координировать связь и действия между членами экипажа;
  • проводить предполетный и дополнительный досмотр воздушного судна, пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов, почты в аэропортах и на аэродромах при отсутствии сотрудников службы авиационной безопасности;
  • проводить досмотр воздушных судов и пассажиров в полете в случае получения информации о наличии на борту воздушных судов взрывного (зажигательного) устройства;
  • применять правила досмотра самолета и рекомендации относительно размещения обнаруженных взрывных устройств (бомб, других опасных и подозрительных предметов), где это практически возможно, в наименее опасных местах воздушного судна;
  • действовать при попытке захвата (угона), угрозе взрыва (поджога) воздушного судна, при вооруженном нападении на членов экипажа, при проявлении противоправного поведения пассажиров;
  • правильно, грамотно действовать при возникновении на борту ВС в полёте чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА;
  • применять предназначенные для членов экипажа защитные устройства;
  • обращаться с выявленным оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и другими опасными предметами и веществами до прибытия специалистов;
  • правильно использовать систему сигнализации об опасности (ССО);
  • правильно действовать в случае несанкционированного (случайного) включения на борту воздушного судна системы сигнализации об опасности.

Форма подготовки

Очная.

Продолжительность подготовки

Продолжительность обучения — 16 часов, в том числе:

  • лекции — 7 часов,
  • практические занятия — 8 часов,
  • дифференцированный зачет — 1 час.

Количество учебных дней: 2 дня. *

*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.

Контроль знаний и навыков предусматривает

Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем систематического опроса по каждой теме учебной программы 2-3 слушателей, по окончании обучения — дифференцированный зачёт. Освоение специалистом Программы считается завершенным после успешной сдачи дифференцированного зачета по курсу.

Обратите внимание

Обучение осуществляется на русском языке.

Учебно-тематический план

Наименование тем Всего (час) Лекции
(час)
Практ. занят.
(час)
Форма контроля (ДЗ)
1.

Введение в курс. 

Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации РФ. 

Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту, авиапредприятии, у эксплуатанта.

3 2 1 ДЗ
2. Оценка уровня опасности события. 2 1 1
3. Ознакомление с методами контроля поведения террористов и реакцией пассажиров. Превентивные меры по предотвращению актов терроризма. 2 1 1
4. Правила досмотра воздушного судна и рекомендации относительно наименее опасных мест для размещения опасных предметов. 1 1 -
5. Связь и координация между членами экипажа. 2 - 2
6. Порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна. 1 1 -
7.

Соответствующие меры самообороны.

Применение предназначенных для членов экипажа защитных устройств.

1 1 -
8. Практические занятия по отработке действий в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз. 3 - 3
  Дифференцированный зачет 1 - -
  Итого: 16 7 8 1

Пример вопросов к промежуточной аттестации:

  1. Общие сведения о терроризме, актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. 
  2. Правила досмотра воздушного судна и пассажиров в полете.
  3. Порядок покидания и возвращения на рабочее место в полете одного из членов летного экипажа.

Пример вопросов к итоговой аттестации:

  1. Понятие акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
  2. Типы поведенческих реакций пассажиров в конфликтных ситуациях, в условиях стресса.
  3. Типы и основные особенности эксплуатируемых воздушных судов. 

Организационно-педагогические условия реализации программы

Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.

Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
  • иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
  • быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).

При проведении занятий преподавателям рекомендуется:

  • излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
  • использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
  • при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса, 
  • закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.

Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:

  • соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
  • обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
  • иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
  • знать содержание настоящей программы подготовки;
  • знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
  • знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
  • иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
  • проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.

Оставить заявку на обучение