В аэропорту «Внуково-2» открыта выставка исторических самолетов времен Великой Отечественной войны, организованная Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) при содействии ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации.
Всего в экспозиции представлено пять легендарных самолетов, восстановленных энтузиастами фонда «Крылатая память Победы». Раритеты времен Великой Отечественной войны станут первым, что увидят в Москве прибывающие на празднование 70-летия Победы главы и представители иностранных делегаций.
«Для нас организация выставки именно на перроне Внуково имеет особое значение. История Великой Победы неразрывно связана с историей аэропорта Внуково. Поэтому в преддверии 70-летия Победы нам очень хотелось вспомнить исторические события и отдать дань уважения всем, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Именно аэропорт Внуково первым на советской земле 9 мая встретил самолёт, пилотируемый командиром 2-го Севастопольского авиаполка Алексеем Ивановичем Семенковым с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Все представленные в экспозиции самолеты имеют уникальную историческую ценность. Например, в битве под Москвой отличились многие внуковские авиаторы, помогая партизанам. Тогда значительные партизанские силы находились в брянских лесах, где был подготовлен и действовал партизанский аэродром, на котором базировалось целое звено самолетов У-2, обеспечивавшее связь между партизанскими отрядами. По заданиям их штабов летчики бомбили вражеские гарнизоны, карательные отряды, наводя панику среди гитлеровцев своими неожиданными ударами. Для нас очень важно продемонстрировать нашу героическую историю военной авиации почетным гостям аэропорта», - рассказал Генеральный директор ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации Ярослав Одинцев.
Представленный на выставке МиГ-3 был сбит двумя Мессершмиттами 15 августа 1942 года в ходе боев за Ржев. Лейтенант Юрий Алексеев погиб, прикрывая своим МиГом самолет командира эскадрильи от пулеметного огня. МиГ-3 № 3872 упал в болото в районе города Зубцова к западу от Москвы. Самолет, найденный в ходе поисковой операции в 2005 году сотрудниками фонда «Крылатая память Победы», был за несколько лет восстановлен до летного состояния. В годы Великой Отечественной войны самолеты МиГ-2 и МиГ-3 поступали в первую очередь в части западных округов. К началу войны их в частях ВВС и морской авиации было больше чем Яков и ЛаГГов вместе взятых. Уже в первые часы войны они вступили в воздушные бои с врагом. Самолетами МиГ-3 оснащались 401 и 402 полки особого назначения, сформированные из летчиков-испытателей. Этими истребителями был, в основном, вооружен 6 полк ПВО, защищавший Москву. Год выпуска 1940-1941, выпущено 3178 ед., максимальная скорость 640 км/ч.
Также на выставке представлен знаменитый самолет Великой Отечественной войны У-2, получивший в 1944 г. более привычное обозначение По-2, в знак памяти погибшему авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первое боевое крещение самолеты получили в боях на озере Хасан в 1938 г. – несколько самолетов использовались для эвакуации раненых. Год выпуска 1928 -1953, выпущено 40000ед., максимальная скорость 152 км/ч.
В феврале 1933 г. конструкторская бригада под руководством Н.Н. Поликарпова занялась созданием одноместного маневренного истребителя-биплана, получившего обозначение ЦКБ-3. Уже в октябре летчик-испытатель Валерий Чкалов выполнил на опытном образце первый полет. Самолет И-15бис обладал для своего времени хорошей аэродинамикой и рационально выбранными параметрами компоновки. Обычно вооружение И-15 состояло из двух 7,62-мм синхронных пулеметов ПВ-1 с боезапасом 1500 патронов. Год выпуска 1933 -1939, выпущено 2408 ед., максимальная скорость 379 км/ч.
И-153 «Чайка» Одновременно с запуском в серию И-15бис Н.Н. Поликарпов начал разработку нового маневренного биплана. Истребитель создавался на базе самолетов И-15 (1933 г.) и И-15бис (1937г.). Добиться увеличения скорости (при сохранении маневренных качеств) можно было только за счет снижения аэродинамического сопротивления самолетов. Поэтому новый самолет оснастили верхним крылом типа «чайка», благодаря чему и сама машина получила аналогичное неофициальное название. Год выпуска 1939-1941, выпущено 3437 ед., максимальная скорость 426 км/ч.
Самолет ДИТ – двухместный тренировочный истребитель, построенный в трех экземплярах. Серийного производства данного типа ВС так и не было осуществлено.
Исторические самолеты пробудут на перроне Внуково до 11 мая, а потом будут продемонстрированы на выставках Армия-2015 и МАКС-2015, а в перспективе планируется организовать с их участием отдельное авиашоу.
Аэропорт Внуково - крупнейшее авиапредприятие нашей страны с богатейшей историей, чья судьба неразрывно связанна как с историей государства, так и с историей отечественной гражданской авиации.
В Великую Отечественную войну на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения, куда вошли и авиаторы Внуково. Вот лишь несколько цифр, характеризующих вклад внуковцев в Победу: более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, около 300 тысяч перевезенных на фронты военнослужащих, более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда.
Одну из самых памятных страниц в летопись аэропорта вписал май 1945 года. Именно во Внуково приземлился самолет с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со Знаменем Победы на борту, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.