В аэропорту Внуково-3 совершили посадку военно-транспортные «Дугласы» С-47 «Скайтрейн» – участники проекта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Аляска-Сибирь-2015».
Целью проекта «Аляска-Сибирь-2015» стало повторение маршрута перелета по легендарной воздушной трассе Аляска-Сибирь (АЛСИБ) группой самолетов времен Великой Отечественной войны, которые поставлялись из США Советскому Союзу в рамках программы ленд-лиза. В годы войны по этому маршруту в СССР было поставлено почти 8 тыс. боевых машин. Погибло 114 пилотов.
Проект АЛСИБ-2015 – жест доброй воли, который напоминает о дружбе и военном сотрудничестве двух великих стран в тяжелые годы, дань памяти подвигу советских лётчиков.
Во Внуково-3 раритетным самолетам предстоит пройти подготовку к участию в аэрокосмическом салоне МАКС-2015. В рамках проекта, вплоть до их вылета в Жуковский, аэропорт Внуково предоставил самолетам бесплатные специальные «парадные» стоянки, неоплачиваемое обслуживание и безвозмездное проживание пилотов в гостинице аэропорта.
Два самолета С-47 «Скайтрейн», названные в честь дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Леонова и первого советского министра гражданской авиации и маршала авиации Евгения Логинова, преодолели 14 тысяч километров исторической трассы. Начав маршрут в американском городе Пунта Гордо во Флориде, они пролетели через территорию США, Канады, Аляски и российских городов Анадырь, Магадан, Якутск, Братск и Красноярск, полностью повторив маршрут легендарной перегоночной трассы. В самолетах времен Второй мировой войны полностью отсутствует современная техника, поэтому по ходу перелета приходилось чинить различное оборудование и даже производить замену двигателя.
В столичном Внуково самолеты военных лет встречали руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, летчик-космонавт Алексей Леонов, главком ВВС России 1992-1998 гг. Петр Дейнекин, а также ветераны авиации, руководители и сотрудники старейшей воздушной гавани России.
Организаторами проекта стали Ассоциация «Авиационно-историческое общество «Аляска-Сибирь 2015» («Алсиб 2015»), ООО «Русское Авиационное Общество» (ООО «Русавиа»), компания Wargaming и американская некоммерческая организация Фонд «BRAVO 369».
Надеемся, что этот исторический перелет в честь 70-летия Победы поможет сохранить историческую память о героях-летчиках и примерах успешного сотрудничества между станами антигитлеровской коалиции.
АЛСИБ-2015 стартовал 17 июля из американского штата Монтана, завершится проект 25 августа на аэрокосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском. После показа на авиасалоне, участия в летной программе, легендарные самолеты будут безвозмездно переданы в Центральный музей Вооруженных сил России.
Также, мы очень надеемся, что «Дугласы» С-47 «Скайтрейн» удастся показать на юбилейной Jet Expo 2015. Безусловно, уникальная возможность своими глазами увидеть легендарные воздушные машины станет подарком всем ценителям авиации в год десятилетия выставки.
Воздушная трасса между Аляской и СССР начала свое действие в 1942 году. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фэрбенкса на Аляске, где советская военная миссия принимала технику. По территории США самолеты перегонялись одним и тем же лётчиком, а в СССР – передавались по эстафете. Общая протяжённость от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6,5 тысячи километра, из них по территории СССР – пять тысяч. С завода в США до фронта в Советском Союзе самолёту приходилось преодолевать до 14 тысяч километров. Всего по трассе АЛСИБ доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов.
Помимо поставки самолетов трасса позволяла перевозить грузы: военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту.
По Алсибу перемещались дипломаты, послы СССР в США Максим Литвинов и Андрей Громыко и также военные специалисты, а в 1944 году – вице-президент США Генри Уоллес.
За время существования трассы с октября 1942 по октябрь 1945 года по ней было перевезено 128371 пассажира, 18753 тонн грузов и 319 тонн почты, в том числе, 187 тонн дипломатической.
Маршруты для перегонки техники рассматривались разные, но именно трасса через Сибирь оказалась наиболее надежной – здесь самолеты не сбивали, в отличие от трассы над морем. В то же время АЛСИБ – это маршрут для самых смелых и опытных летчиков.
Тысячи пилотов, штурманов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Маршруты были неимоверно трудными. В случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор или непроходимой тайги уже не могла никакая экспедиция.
Это была дорога жизни, на обочине которой всегда ждала смерть.
Аэропорт Внуково - крупнейшее авиапредприятие нашей страны с богатейшей историей, чья судьба неразрывно связанна как с историей государства, так и с историей отечественной гражданской авиации.
В Великую Отечественную войну на базе аэропорта была создана Московская авиагруппа особого назначения, куда вошли и авиаторы Внуково. Вот лишь несколько цифр, характеризующих вклад внуковцев в Победу: более 60 тысяч вылетов на линию фронта и в тыл противника, около 300 тысяч перевезенных на фронты военнослужащих, более 365 тысяч тонн грузов, в том числе для блокадного Ленинграда.
Одну из самых памятных страниц в летопись аэропорта вписал май 1945 года. Именно во Внуково приземлился самолет с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со Знаменем Победы на борту, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.
Автор фотографий: Марина Лысцева.