8 октября 2024 года в учебно-тренировочном центре № 21 Международного аэропорта Внуково прошла первая в России тренировка по эвакуации незрячих пассажиров с собаками-проводниками. Она стала результатом многолетнего сотрудничества аэропорта и Всероссийского общества слепых (ВОС).
Инструкторы Российской школы подготовки собак-проводников ВОС прибыли в учебно-тренировочный центр со своими питомцами, чтобы научить их преодолевать психологический барьер и не бояться надувного трапа, который часто используется при эвакуации из самолетов. Вместе с ними четвероногие отрабатывали спуск по трапу, находясь при этом на руках у людей.
Собаки не знали, что их ожидает — они впервые увидели надувной трап и поэтому с неохотой и опаской поднимались на «борт» тренажера. Однако люди предусмотрели такое развитие событий, и поэтому демонстрацию спуска провели специалист-кинолог I категории кинологической группы Службы авиационной безопасности аэропорта Анастасия Копаева и бельгийская овчарка малинуа по кличке Ультра, уже знакомая с таким упражнением.
«Первого спуска собаки боятся, но доверяют своему хозяину и следуют его команде, при этом достаточно трех-четырех повторений, чтобы страх у животного ушел, а рефлекс закрепился, — рассказывает начальник группы организации обслуживания маломобильных пассажиров аэропорта Ирина Медведева, которая координировала тренировку. — Поэтому в будущем мы собираемся совместно с ВОС разработать курс обучения для собак-проводников, чтобы они умели действовать в аварийной ситуации на борту воздушного судна».
Ценность сотрудничества с аэропортом Внуково подчеркнул также гендиректор Российской школы подготовки собак-проводников ВОС Артем Астанин. «Благодаря совместной работе уже сделано многое, чтобы повысить доступность авиаперевозок для людей с инвалидностью по зрению, но сегодняшняя тренировка занимает особое место в этом ряду, ведь это действительно уникальный опыт, который впервые реализован в России, — отмечает он. —Хорошо обученная собака-проводник значительно повышает мобильность и самостоятельность своего хозяина. Наша программа подготовки предусматривает помимо прочего тренировки в метрополитене и на железнодорожном транспорте. А в скором времени люди с нарушениями зрения будут гораздо увереннее чувствовать себя и на борту воздушных судов. Это важно и для владельцев собак-проводников, и для авиационного сообщества».
Сотрудничество со Всероссийским обществом слепых позволяет аэропорту Внуково получать экспертную оценку и внедрять лучшие практики, направленные на повышение безопасности и комфорта для всех пассажиров вне зависимости от их возможностей и потребностей.
Напомним, в соответствии с п. 113 приказа Минтранса № 82 от 28.06.2007 на воздушном транспорте можно бесплатно провозить с собой собаку-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, а также документа, подтверждающего инвалидность по зрению пассажира. Собака при этом должна иметь ошейник, намордник, и быть привязана к креслу у ног пассажира.