Дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций (с использованием информационных обучающих технологий) разработана на основе Типовой дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве, и персонала специализированных организаций, утвержденной Приказом Минтранса России от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
Цель подготовки
Подготовка работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, а также персонала специализированных организаций и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС на воздушном транспорте.
В результате изучения программы слушатели должны
знать:
- положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
- структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
- перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
- требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
- особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;
- порядок обращения с информацией ограниченного доступа;
- порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и (или) ТС компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченных структурных подразделений;
- особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
- основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
уметь:
- организовывать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности, в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;
- осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или совершении АНВ в деятельность транспортного комплекса;
- организовывать инструктаж сил обеспечения транспортной безопасности;
- обеспечивать реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, подлежащих категорированию, и (или) паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не подлежащих категорированию, и (или) ТС (далее соответственно — план, паспорт) в пределах своей компетенции.
Форма обучения
Обучение очно-заочное с использованием ИОТ (электронного обучения).
Срок обучения (Объем времени на освоение программы)
Продолжительность подготовки по программе — 62 часа, в том числе:
- с использованием ИОТ — 46 часов;
- очные занятия — 16 часов, в том числе 2 часа экзамен.
Количество очных учебных дней — 2 дня.
Контроль знаний и навыков
Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем прохождения теста с использованием ИОТ после окончания освоения каждого из модулей Программы.
Слушатели, успешно прошедшие тестирование в части программы с использованием ИОТ, допускаются к очному обучению, промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю, предусматривающему очные занятия, в форме устного опроса слушателей по изученному материалу.
После успешного освоения слушателем каждого модуля Программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена по экзаменационным билетам.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Модуль 1. Введение в курс подготовки
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Цель, задачи и программа курса подготовки | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз | 0,5 | 0,5 | - |
Итого: |
1 | 1 | - |
Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности, — общие сведения | 1 | 1 | - |
2. | Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения | 2 | 2 | - |
3. | Положения международных договоров Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения защиты ОТИ и (или) ТС от АНВ | 1 | 1 | - |
Итого: |
4 | 4 | - |
Модуль 3. Функции системы мер по обеспечению транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Оценка уязвимости ОТИ и (или) ТС от АНВ | 2 | 1 | 1 |
2. | Категорирование ОТИ | 1 | 1 | - |
3. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности | 1 | 1 | - |
Итого: |
4 | 3 | 1 |
Модуль 4. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
2. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — зона транспортной безопасности и ее части, критические элементы | 2 | 1 | 1 |
3. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — методы и технические средства обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
4. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — разработка, принятие и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов | 2 | 1 | 1 |
5. | Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — управление инженерно-техническими системами, техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
6. | Ресурсное обеспечение транспортной безопасности | 1 | 1 | - |
Итого: |
10 | 8 | 2 |
Модуль 5. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС | 3 | 2 | 1 |
2. | Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения КПП и постов | 1 | 1 | - |
3. | Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 3 | 2 | 1 |
4. | Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
5. | Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
6. | Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
7. | Технические средства обеспечения транспортной безопасности | 3 | 2 | 1 |
8. | Мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 3 | 2 | 1 |
9. | Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС | 2 | 1 | 1 |
10. | Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС может быть запрещено или ограничено | 3 | 2 | 1 |
11. | Организация связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности | 2 | 1 | 1 |
12. | Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
13. | Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС | 2 | 1 | 1 |
Итого: |
28 | 20 | 8 |
Модуль 6. Информационное обеспечение транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну | 1 | 1 | - |
2. | Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
3. | Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ | 1 | 1 | - |
Итого: |
3 | 3 | - |
Модуль 7. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности | 1,5 | 1 | 0,5 |
2. | Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности | 1,5 | 1 | 0,5 |
3. | Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности | 2 | 1 | 1 |
Итого: |
5 | 3 | 2 |
Модуль 8. Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС и соответствия реализуемых мер угрозам совершения АНВ
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Соответствие реализуемых мер угрозам совершения АНВ | 1 | 1 | - |
2. | Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС от угроз совершения АНВ | 4 | 3 | 1 |
Итого: |
5 | 4 | 1 |
Модуль 9. Итоговая аттестация. Экзамен по курсу
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Итоговая аттестация. Экзамен по курсу | 2 | - | 2, экз. |
Итого: |
2 | - | 2, экз. |
Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) | ||
---|---|---|---|---|
Общее количество часов: |
62 | 46 | 16, в т. ч. 2 экзамен |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Какие основные задачи категорирования ОТИ?
- Какие существуют методические рекомендации по проведению категорирования ОТИ?
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения.
- Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП.
- Система организации охраны воздушных судов.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Реализация настоящей программы возможна только при наличии необходимой и достаточной учебно-методической и практической базы обучения, отвечающей современным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к учебным заведениям дополнительного профессионального образования, в том числе современной системы обучения, контроля и тестирования слушателей, эффективно отработанных учебных материалов по транспортной безопасности. Необходимо учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки слушателей.
Для преподавания и работы в качестве инструкторов практического обучения кроме штатных преподавателей авиационного учебного центра могут привлекаться специалисты-профессионалы из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, научных работников и практиков, прошедших специальную подготовку по вопросам транспортной и авиационной безопасности.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Занятия с использованием ИОТ проводятся с целью изучения нового учебного материала.
Очные занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных с использованием ИОТ и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Для реализации программы необходимо наличие:
- учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
- тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.
На очных занятиях преподаватель (инструктор) обязан принимать меры предосторожности, не допускать нарушения слушателями Техники безопасности и требований документов по охране труда.