Настоящая Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Периодическая наземная подготовка членов лётных экипажей ВС Ил-62М» является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить члены лётных экипажей ВС Ил-62М в процессе подготовки в соответствии с квалификационно-должностными требованиями и требованиями подготовки авиационных специалистов согласно п. 5.84 ФАП-128.
Цель подготовки
- подготовка членов летных экипажей ВС Ил-62М для выполнения возложенных на них обязанностей;
- совершенствование и поддержание профессиональной подготовки, повышения уровня знаний и практических умений членов лётных экипажей ВС Ил-62М;
- восстановление и поддержание на требуемом уровне обязательных знаний по основным дисциплинам и практических навыков, особенно по редко применяемым в повседневной работе процедурам;
- изучение правил выполнения полётов и технологии работы экипажа;
- изучение вопросов профессиональной деятельности в опасных, аварийных, сложных и усложненных условиях полёта (особых случаях полёта);
- изучение анализа безопасности полётов в гражданской авиации РФ, в авиакомпаниях по эксплуатируемому типу ВС.
В результате подготовки слушатели должны
знать:
- нормативные документы, регламентирующие летную деятельность;
- правила выполнения полетов в особых условиях;
- классификацию и определения авиационных событий;
- авиационные происшествия, связанные с невыполнением нормативных документов;
- классификацию и определения авиационных событий;
- авиационные происшествия, инциденты, повреждения ВС на земле, чрезвычайные происшествия, причины и мероприятия по предотвращению этих событий;
- перечень документов, определяющих формирование системы управления безопасностью полетов (Постановление Правительства РФ от 12.04.2022 г. № 642);
- конструкцию планера и систем ВС в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки членов экипажа;
- основные технические данные и ограничения двигателей Д-30КУ, ВСУ ТА-6А;
- принцип работы основных систем двигателя; типовые отказы двигателей Д-30КУ в полете;
- источники электроэнергии переменного и постоянного тока, резервные и аварийные источники питания; работу потребителей электрооборудования; изменения и доработки, эксплуатацию электрических систем на земле и в полёте в соответствии с требованиями РЛЭ;
- комплекс бортового радиооборудования, его классификацию по функциональному назначению, размещение на самолете, электрозащиту и о признаки отказов РЭО, а также правила и процедуры эксплуатации радиоэлектронного оборудования;
- правила эксплуатации приборного оборудования на земле и в полёте; особенности использования оборудования в стандартных условиях и в особых случаях в соответствии с требованиями РЛЭ и РТЭ;
- перечень работ, выполняемых при подготовке ВС к полёту.
- рекомендации и требования по выполнению полёта на ВС Ил-62М в ожидаемых условиях и особых ситуациях;
- технологию работы экипажа на различных этапах подготовки и выполнения полёта;
- теоретическое обоснование элементов поведения самолета и рекомендаций РЛЭ на основных этапах полета в условиях нормальной эксплуатации, в особых случаях полета и сложных ситуациях;
- назначение, состав и размещение навигационного комплекса на самолете;
- правила и процедуры выполнения воздушной навигации;
- правила перемещения областей низкого и высокого давления; структуру фронтов, возникновение и характеристики особых явлений погоды, которые влияют на условия взлёта, полёта по маршруту и посадки. Сдвиг ветра;
- причины, распознавание и последствия обледенения двигателя и планера. Порядок входа во фронтальную зону, обход районов с опасными метеоявлениями;
- практические знания метеорологии на больших высотах, включая понимание и использование прогностических карт и прогноза струйных течений. (ФАП № 128 п. 5.92.1)
- Федеральные авиационные правила «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации»;
- типовую фразеологию радиообмена и правила радиообмена при аварийной и срочной связи;
- действия членов экипажа при отказе связи;
- типовые аварийные ситуации на борту ВС и факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации;
- основной порядок (базовые алгоритмы согласно РЛЭ) действий в типовых аварийных ситуациях;
- состав и комплектность бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО);
- правила получения и использования метеорологической информации перед полётом и во время полёта;
- авиационную метеорологию, климатические особенности соответствующих районов с точки зрения их влияния на авиацию.
уметь:
- грамотно использовать знания нормативных документов при выполнении полетов;
- использовать анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских ВС;
- оценивать состояние систем ВС при предполетной подготовке и в полете;
- определять по сигнализации и приборам отказы систем ВС, неисправности и действовать в соответствии с требованиями РЛЭ ВС Ил-62М;
- управлять работой двигателей Д-30КУ, ВСУ ТА-6А в полете;
- грамотно действовать при срабатывании сигнализации отказов двигателя;
- эксплуатировать источники электроэнергии и потребителей электрооборудования на земле и в полёте согласно РЛЭ;
- включать, проверять работоспособность РЭО на предполётной подготовке;
- правильно эксплуатировать радиоэлектронное оборудование в полёте согласно требованиям и рекомендациям РЛЭ;
- правильно считывать информацию с индикаторов;
- оценивать работоспособность приборного оборудования;
- грамотно действовать в случаях срабатывания сигнализации и при отказах приборного оборудования;
- проводить предполётный осмотр самолёта и выполнять подготовку строго по контрольным картам;
- руководствоваться полученными знаниями в практической деятельности по выполнению полёта в ожидаемых условиях и особых ситуациях;
- анализировать летные происшествия;
- осуществлять воздушную навигацию в простых и особых условиях полёта;
- осуществлять воздушную навигацию при наличии отказов;
- грамотно использовать знания фразеологии радиообмена при выполнении полетов;
- применять принципы руководства пассажирами для предотвращения и подавления паники;
- принимать правильное решение при быстром развитии аварийных ситуаций;
- понимать авиационные метеосводки, карты и прогнозы, коды и сокращения, полётную документацию.
Форма подготовки:
Очная.
Продолжительность подготовки
Модуль 1. Периодическая наземная подготовка пилотов ВС Ил-62М
Продолжительность подготовки — 67 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 43,5 часа;
- Практические занятия — 1 час;
- Дифференцированный зачет — 1,5 часа;
- Экзамен — 20 часов;
- Итоговая аттестация — 1 час.
Модуль 2. Периодическая наземная подготовка штурманов ВС Ил-62М
Продолжительность подготовки — 65 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 45,5 часа;
- Практические занятия — 1 час;
- Дифференцированный зачет — 1,5 часа;
- Экзамен — 16 часов;
- Итоговая аттестация — 1 час.
Модуль 3. Периодическая наземная подготовка бортинженеров ВС Ил-62М
Продолжительность подготовки — 67 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 49 часов;
- Дифференцированный зачет — 1 час;
- Зачет — в том числе;
- Экзамен — 16 часов;
- Итоговая аттестация — 1 час.
Количество учебных дней до 10 дней. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- промежуточный контроль знаний, который проводится по каждой учебной дисциплине в форме экзаменов, дифференцированных зачетов, зачетов, предусмотренных учебным планом программы;
- итоговый контроль знаний (итоговая аттестация), который проводится в форме единого зачета по всем учебным дисциплинам изучаемого модуля учебной программы. К итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно сдавшие экзамены, дифференцированные зачеты и зачеты по всем дисциплинам Программы в соответствии с учебным планом.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Модуль 1. Периодическая наземная подготовка пилотов ВС ИЛ-62М
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Форма контроля знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Воздушное право | 6 | 4 | - | 2, экз. |
2. | Система управления безопасностью полётов | 4 | 3 | - | 1, ДЗ |
3. | Конструкция и эксплуатация воздушного судна и его систем, в т. ч.: |
30, в т. ч.: |
20, в т. ч.: |
- | 10, экз. |
Раздел № 1. Общая характеристика ВС и его систем. Правила эксплуатации и ограничения. Влияние атмосферных условий на летно-технические характеристики. Летная эксплуатация, проверка исправности оборудования и систем ВС | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 2. Летная эксплуатация силовых установок. Влияние атмосферных условий на характеристики двигателей. Эксплуатационные данные двигателей | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 2. Летная эксплуатация силовых установок. Влияние атмосферных условий на характеристики двигателей. Эксплуатационные данные двигателей | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 4. Радиооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 5. Приборное оборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
4. | РЛЭ ВС, в т. ч.: выполнение полетов в особых условиях, полетов в условиях сдвига ветра, заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м, полетов КВС с правого пилотского сидения | 6 | 4 | - | 2, экз. |
5. | Практическая аэродинамика, в т. ч.: вывод ВС из сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режима сваливания | 6 | 4 | - | 2, экз. |
6. | Навигация, в т. ч.: выполнение маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, при срабатывании БСПС, полеты в условиях RVSM и RNP | 6 | 4 | - | 2, экз. |
7. | Метеорология | 6 | 4 | 1 | 2, экз. |
8. | Радиотелефония | 2 | 1,5 | - | 0,5, ДЗ |
9. | Итоговая аттестация | 1 | - | - | 1, зачет |
Итого: |
67 | 43,5 | 1 | 22,5 |
Модуль 2. Периодическая наземная подготовка штурманов ВС ИЛ-62М
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Форма контроля знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Воздушное право | 4 | 2 | - | 22, в т. ч.: |
2. | Система управления безопасностью полётов | 4 | 3 | - | 1, ДЗ |
3. | Конструкция и эксплуатация воздушного судна и его систем, в т. ч.: | 22, в т. ч.: | 16, в т. ч.: | - | 6 |
Раздел № 1. Электрооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 2. Радиооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 3. Приборное оборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 10 | 8 | - | 2, экз. | |
4. | РЛЭ ВС, в т. ч.: выполнение, полетов в особых условиях, полетов в условиях сдвига ветра, заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м |
6 | 4 | - | 2, экз. |
5. | Практическая аэродинамика, в т. ч.: вывод ВС из- сложного пространственного положения, предсрывных режимов, режимов сваливания | 6 | 4 | - | 2, экз. |
6. | Навигация, в т. ч.: выполнение маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, при срабатывании БСПС, полеты в условиях RVSM и RNP | 14 | 12 | - | 2, экз. |
7. | Метеорология | 6 | 3 | 1 | 2, экз. |
8. | Радиотелефония | 2 | 1,5 | - | 0,5, ДЗ |
9. | Итоговая аттестация | 1 | - | - | 1, зачет |
Итого: |
65 | 45,5 | 1 | 18,5 |
Модуль 3. Периодическая наземная подготовка бортинженеров ВС ИЛ-62М
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Форма контроля знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Воздушное право | 4 | 2 | - | 2, экз. |
2. | Система управления безопасностью полётов | 4 | 3 | - | 1, ДЗ |
3. | Конструкция и эксплуатация воздушного судна и его систем, в т. ч.: |
46, в т. ч.: |
36, в т. ч.: |
- | 10 |
Раздел № 1. Общая характеристика ВС и его систем. Правила эксплуатации и ограничения. Влияние атмосферных условий на летно-технические характеристики. Летная эксплуатация, проверка исправности оборудования и систем ВС | 14 | 12 | - | 2, экз. | |
Раздел № 2. Летная эксплуатация силовых установок. Влияние атмосферных условий на характеристики двигателей. Эксплуатационные данные двигателей | 10 | 8 | - | 2, экз. | |
Раздел № 3. Электрооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 10 | 8 | - | 2, экз. | |
Раздел № 4. Радиооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 2 | 2 | - | в т. ч. зачёт | |
Раздел № 5. Приборное оборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности | 6 | 4 | - | 2, экз. | |
Раздел № 6. Контроль подготовки самолёта к вылету | 4 | 2 | - | 2, экз. | |
4. | РЛЭ ВС | 6 | 4 | - | 2, экз. |
5. | Практическая аэродинамика | 6 | 4 | - | 2, экз. |
6. | Итоговая аттестация | 1 | - | 1, зачет | |
Итого: |
67 | 49 | - | 18 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Кто осуществляет государственный контроль над деятельностью авиационного персонала?
- Дайте краткий анализ характерных авиационных инцидентов на ВС.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Общая схема планера, самолета и систем ВС.
- Система управления безопасностью полетов.
- Руководство по летной эксплуатации ВС.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса,
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.