Настоящая программа является дополнительной профессиональной программой повышения квалификации, которую осваивает член летного экипажа ВС для подготовки к эксплуатации бортовой системы предупреждения столкновений самолётов (TCAS).
Цель подготовки
Подготовка членов лётного экипажа к эксплуатации самолётов, оборудованных бортовой системой предупреждения столкновений самолётов (TCAS) для понимания принципа её работы, формирования знаний и навыков по использованию этого оборудования и ознакомления с характеристиками и особенностями эксплуатации системы.
В результате подготовки слушатели должны:
знать:
- принцип действия, технические характеристики и эксплуатационные ограничения системы;
- режимы работы системы;
- правила лётной эксплуатации системы на земле и в полёте.
уметь:
- выполнять предполётную подготовку и проверку системы;
- своевременно и грамотно реагировать на визуальную и речевую сигнализацию системы;
- обнаруживать отказы системы и правильно действовать в этом случае.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
Продолжительность подготовки — 18 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 16 часов;
- Экзамен — 2 часа.
Количество учебных дней: 3 дня. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает:
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме осваиваемого модуля учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- итоговый контроль знаний, который проводится в виде экзамена, предусмотренного учебным планом Программы.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ | Наименование темы | Лекции (час) | Всего (час) |
---|---|---|---|
1. | Основные положения документов ИКАО по использованию TCAS в практике ГА. | 2 | 2 |
2. | Принцип работы, технические характеристики TCAS, состав и взаимодействие со штатным оборудованием. | 4 | 4 |
3. | Органы управления, подготовка системы к полёту и выполнение эксплуатационных процедур в полёте. | 2 | 2 |
4. | Отображение на индикаторе информации о воздушной обстановке и рекомендаций по расхождению. | 3 | 3 |
5. | Типичные сценарии сообщений о воздушной обстановке (ТА), речевые сообщения по расхождению (RA), действия лётного экипажа и порядок доклада органу управления полётами. | 4 | 4 |
6. | Ограничения и запреты при работе с TCAS. | 1 | 1 |
Экзамен | - | 2 | |
Итого: | 16 | 18 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Органы управления индикатора TCAS.
- Предполетная подготовка и проверка TCAS.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Принцип работы TCAS;
- Алгоритмы функционирования системы TCAS;
- Критерии выдачи сообщений TA и RA.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса;
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.