Настоящая программа является дополнительной профессиональной программой повышения квалификации, которую осваивает член летного экипажа по направлению «Управление ресурсами кабины экипажа воздушного судна (человеческий фактор)».
Цель подготовки
- повышение уровня профессиональных знаний обучаемых в области человеческого фактора и формирование действий, необходимых для их практической реализации;
- повышение профессиональной надежности авиационных специалистов;
- формирование компетенций в сфере профилактики ошибок и нарушений.
В результате подготовки слушатели должны:
знать:
- концепцию человеческого фактора и его роль в обеспечении надежного функционирования авиационной системы;
- опасные факторы каждого компонента системы «специалист — техника — среда» и их влияние на надежность действий и безопасность полетов;
- составляющие потенциала надежности работника и профилактику их негативного проявления;
- психофизиологические особенности деятельности, в т. ч. в особых (нештатных) и кризисных ситуациях;
- системный подход к анализу и предупреждению авиационных событий, ошибок и нарушений.
уметь:
- применять правила установления позитивного межличностного общения в работе;
- использовать необходимые психологические приемы в области саморегуляции психоэмоционального и психофизиологического состояний;
- эффективно решать проблемные профессиональные ситуации;
- анализировать причины ошибочных действий специалистов на основе системного подхода.
обладать компетенциями:
- обеспечивать высокий уровень эффективности профессиональной деятельности и безопасности полетов;
- организовывать деятельность с учетом влияния человеческого фактора;
- строго соблюдать правила и стандарты профессиональной деятельности;
- принимать меры для развития корпоративной культуры и позитивной культуры безопасности;
- эффективно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, руководством, подчиненными, представителями других организаций;
- осуществлять контроль над собственными психофизиологическими реакциями в особых (нештатных) и кризисных ситуациях;
- прогнозировать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
- активно способствовать исправлению организационных недостатков в работе.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
Продолжительность подготовки составляет — 16 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции, практические занятия) — 15 часов;
- Зачет — 1 час.
Количество учебных дней: 2 дня. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает:
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме осваиваемого модуля учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- итоговый контроль знаний, который проводится в виде зачета, предусмотренного учебным планом программы.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ | Наименование темы | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Всего (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Влияние человеческого фактора на безопасность полетов. | 2,5 | 1 | 3,5 |
2. | Повышение профессиональной надежности специалиста ГА. | 2,5 | 1 | 3,5 |
3. | Совершенствование работы в команде и коммуникаций. | 2 | 2 | 4 |
4. | Системный подход в расследовании авиационных событий и определении причин нестандартных действий. | 3 | 1 | 4 |
Зачет | - | - | 1 | |
Итого: | 10 | 5 | 16 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Проявление человеческого фактора в авиационных событиях.
- Понятие команды и основы командообразования.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Примеры снижения профессиональной надежности специалиста.
- Лидерство и управление в командной работе.
- Документы ИКАО, отражающие вопросы расследования.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса;
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.