Настоящая программа является дополнительной профессиональной программой повышения квалификации, которую осваивает член летного экипажа ВС при подготовке членов летных экипажей ВС для допуска к полетам в условиях сокращённого минимума вертикального эшелонирования (RVSM).
Цель подготовки
Подготовка членов лётного экипажа ВС для допуска к полётам в условиях сокращённого минимума вертикального эшелонирования в изучаемом регионе ИКАО.
В результате подготовки слушатели должны:
знать:
- правила и процедуры выполнения полётов в воздушном пространстве RVSM изучаемого региона ИКАО;
- методику выполнения полётов в воздушном пространстве RVSM изучаемого региона ИКАО.
уметь:
- выполнять полёт в воздушном пространстве RVSM изучаемого региона ИКАО;
- грамотно использовать оборудование RVSM воздушного судна;
- правильно действовать в чрезвычайных обстоятельствах и при отказах бортового оборудования при полёте в воздушном пространстве RVSM изучаемого региона ИКАО.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
Модуль 1. Подготовка членов летного экипажа ВС для допуска к полетам в условиях сокращённого минимума вертикального эшелонирования (RVSM) в Европейском регионе (EUR RVSM), в Ближне-Восточном, Азиатском и Азиатско/Тихоокеанском регионах ИКАО, в воздушном пространстве Российской Федерации
Продолжительность подготовки — 16 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 15 часов;
- Дифференцированный зачет — 1 час.
Количество учебных дней: 2 дня. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Модуль 2. Подготовка членов летного экипажа ВС для допуска к полетам в условиях сокращённого минимума вертикального эшелонирования (RVSM) в континентальном воздушном пространстве Китая
Продолжительность подготовки — 4 часа, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 3,5 часа;
- Дифференцированный зачет — 0,5 часа.
Количество учебных дней: 1 день. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Модуль 3. Подготовка членов летного экипажа ВС для допуска к полетам в условиях сокращённого минимума вертикального эшелонирования в районе Северной Атлантики, США и Канады (NAT HLA RVSM)
Продолжительность подготовки — 12 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 11 часов;
- Дифференцированный зачет — 1 час.
Количество учебных дней: 2 дня. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает:
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме осваиваемого модуля учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- итоговый контроль знаний (итоговая аттестация), который проводится в виде дифференцированного зачета, предусмотренного учебным планом осваиваемого модуля учебной программы.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Модуль 1
№ | Наименование темы | Лекции (час) | Всего (час) |
---|---|---|---|
1. | Предпосылки, потребность и даты введения RVSM в регионах ИКАО. | 1 | 1 |
2. | Районы действия EUR RVSM. | 0,5 | 0,5 |
3. | Средства вертикального эшелонирования. | 2 | 2 |
4. | Процедурные вопросы — общие положения. | 2 | 2 |
5. | Действия экипажа при чрезвычайных обстоятельствах в полёте в ВП Европейского региона (EUR RVSM). | 1,5 | 1,5 |
6. | Причины создания и реализация системы TCAS II с версией 7.1. | 2 | 2 |
7. | Районы действия RVSM в Ближне-Восточном, Азиатском и Азиатско/Тихоокеанском регионах ИКАО. | 0,5 | 0,5 |
8. | Особые правила при чрезвычайных обстоятельствах в полете. | 2 | 2 |
9. | Действия в случае отказа канала речевой связи «воздух — земля». | 0,5 | 0,5 |
10. | Районы действия ВП ЕВРАЗИЯ RVSM. | 0,5 | 0,5 |
11. | Процедурные вопросы при подготовке и выполнении полетов в новой системе вертикального эшелонирования в воздушном пространстве Российской Федерации. | 1,5 | 1,5 |
12. | Особенности фразеологии радиообмена в ВП РФ. | 0,5 | 0,5 |
13. | Действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах, при потере статуса RVSM и при отказах связи в ВП RVSM России и Евразии. | 0,5 | 0,5 |
Дифференцированный зачет | - | 1 | |
Итого: | 15 | 16 |
Модуль 2
№ | Наименование темы | Лекции (час) | Всего (час) |
---|---|---|---|
1. | Районы действия RVSM в ВП Китая и эшелонирование. | 0,25 | 0,25 |
2. | Процедурные вопросы — общие положения. | 2 | 2 |
3. | Особые правила при чрезвычайных обстоятельствах в полете. | 1 | 1 |
4. | Фразеология радиообмена в ВП RVSM Китая. | 0,25 | 0,25 |
Дифференцированный зачет | - | 0,5 | |
Итого: | 3,5 | 4 |
Модуль 3
№ | Наименование темы | Лекции (час) | Всего (час) |
---|---|---|---|
1. | Районы действия NAT HLA RVSM. | 0,5 | 0,5 |
2. | Процедурные вопросы — общие положения. | 2 | 2 |
3. | Особые правила выполнения полетов в воздушном пространстве Северной Атлантики. | 2,5 | 2,5 |
4. | Действия экипажа при чрезвычайных обстоятельствах в полете в воздушном пространстве северной Атлантики в условиях RVSM. | 2 | 2 |
5. | Особенности выполнения полетов в воздушном пространстве Канады. | 2 | 2 |
6. | Особенности выполнения полетов в воздушном пространстве США. | 2 | 2 |
Дифференцированный зачет | - | 1 | |
Итого: | 11 | 12 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Планирование полётов ВС допущенных к полётам в ВП RVSM.
- Планирование полетов ВС, не допущенных к RVSM.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Переходное воздушное пространство.
- Изменение эшелонов RVSM.
- Установка высотомеров.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса;
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.