Дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования (группа охраны, ГБР) (с использованием информационных обучающих технологий) (далее — ИОТ), разработана на основе Типовой дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, утвержденной Приказом Минтранса России от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».
Цель подготовки
Подготовка работников, включенных в состав группы быстрого реагирования и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно — ОТИ, ТС) на воздушном транспорте.
В результате изучения программы слушатели должны
знать:
- положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
- перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ (или) ТС;
- требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
- порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности;
- основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС;
- порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и (или) проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС;
- перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС;
- основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.
уметь:
- моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ на ОТИ и (или) ТС;
- реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и ТС, охранных систем, средств видеонаблюдения;
- пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.
Форма обучения
Обучение очно-заочное с использованием ИОТ (электронного обучения).
Срок обучения (Объем времени на освоение программы)
Продолжительность подготовки по программе — 84 часа, в том числе:
- с использованием ИОТ — 65 часов;
- очные занятия — 19 часов, в том числе 2 часа экзамен.
Количество очных учебных дней — 3 дня.
Максимальная продолжительность учебного дня — 8 часов.
Контроль знаний и навыков
Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем прохождения теста с использованием ИОТ после окончания освоения каждого из модулей Программы.
Слушатели, успешно прошедшие тестирование в части программы с использованием ИОТ, допускаются к очному обучению, промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю, предусматривающему очные занятия, в форме устного опроса слушателей по изученному материалу.
После успешного освоения слушателем каждого модуля Программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена по экзаменационным билетам.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Модуль 1. Введение в курс подготовки
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Цель, задачи и программа курса | 1 | 1 | - |
2. | Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: |
2 | 1,5 | 0,5 |
Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Основные международные нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта | 2 | 2 | - |
2. | Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности, — общие сведения | 3 | 3 | - |
3. | Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения | 2 | 2 | - |
Итого: |
7 | 7 | - |
Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть | 5 | 3 | 2 |
2. | Оружие. Классификация. Правила безопасного обращения с оружием. Порядок перевозки оружия и боеприпасов на гражданских воздушных судах. Организация разрешенного провоза оружия и боеприпасов, переданных пассажирами для временного хранения на период полета | 3 | 2 | 1 |
Итого: |
8 | 5 | 3 |
Модуль 4. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС | 4 | 2 | 2 |
2. | Границы зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ и перечня критических элементов. Границы зоны транспортной безопасности ТС, критические элементы. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП) и постов, организация охраны аэропорта «Внуково» и воздушных судов | 4 | 4 | - |
3. | Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 10 | 6 | 4 |
4. | Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС | 4 | 2 | 2 |
5. | Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
6. | Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
7. | Технические средства обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
8. | Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС и соответствия реализуемых мер угрозам совершения АНВ | 2 | 2 | - |
9. | Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС | 3 | 2 | 1 |
10. | Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС | 3 | 2 | 1 |
11. | Организация связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (далее — СТИ), на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности | 4 | 2 | 2 |
12. | Организация связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности | 4 | 4 | - |
13. | Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС | 6 | 6 | - |
14. | Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС | 2 | 2 | - |
15. | Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности | 2 | 2 | - |
Итого: |
54 | 42 | 12 |
Модуль 5. Информационное обеспечение транспортной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну | 1 | 1 | - |
2. | Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС | 1 | 1 | - |
3. | Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности, уполномоченных подразделений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого: |
3 | 2,5 | 0,5 |
Модуль 6. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности | 4 | 3 | 1 |
Итого: |
4 | 3 | 1 |
Модуль 7. Психология поведения пассажиров на воздушном транспорте
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Некоторые психологические аспекты поведения пассажиров на воздушном транспорте, которые могут осложнить стандартный полет ВС | 4 | 4 | - |
Итого: |
4 | 4 | - |
Модуль 8. Итоговая аттестация. Экзамен по курсу
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Итоговая аттестация. Экзамен по курсу | 2 | - | 2, экз. |
Итого: |
2 | - | 2 |
Всего (час) | с использованием ИОТ (час) | очное обучение (час) | ||
---|---|---|---|---|
Общее количество часов: |
84 | 65 |
19, в т. ч. 2 экзамен |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Основные задачи обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.
- Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы транспортной безопасности на всех видах транспортной системы РФ.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Дайте определение понятию «уровень безопасности» применительно к объекту воздушного транспорта.
- Дайте определение понятию «категория объекта» применительно к объектам воздушного транспорта и их инфраструктуре.
- Изложите планы и программы, разрабатываемые в аэропортах (авиакомпаниях), с целью противодействия актам незаконного вмешательства.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Реализация настоящей программы возможна только при наличии необходимой и достаточной учебно-методической и практической базы обучения, отвечающей современным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к учебным заведениям дополнительного профессионального образования, в том числе современной системы обучения, контроля и тестирования слушателей, эффективно отработанных учебных материалов по транспортной и авиационной безопасности. Необходимо учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки слушателей.
Для преподавания и работы в качестве инструкторов практического обучения кроме штатных преподавателей авиационного учебного центра могут привлекаться специалисты-профессионалы из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, научных работников и практиков, прошедших специальную подготовку по вопросам транспортной и авиационной безопасности.
Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
Занятия с использованием ИОТ проводятся с целью изучения нового учебного материала.
Очные занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных с использованием ИОТ и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Для реализации программы необходимо наличие:
- учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
- тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.
На очных занятиях преподаватель (инструктор) обязан принимать меры предосторожности, не допускать нарушения слушателями Техники безопасности и требований документов по охране труда.