Настоящая программа является документом, определяющим содержание и объем знаний, которые должен получить слушатель в процессе прохождения обучения по Программе профессионального обучения курса повышения квалификации персонала службы организации пассажирских перевозок (СОПП) (с использованием информационных обучающих технологий).
Цель подготовки
Освоение программы, определяющая содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должен получить специалист.
В результате освоения данной программы слушатели должны
знать:
- законодательство Российской Федерации в области воздушных перевозок, ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя федеративное устройство и географические сведения о РФ;
- основные положения Таможенного кодекса РФ;
- локальные нормативные акты в области обслуживания пассажиров воздушного транспорта, грузоотправителей, грузополучателей;
- требования охраны труда;
- требования пожарной безопасности;
- общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей;
- правила оформления перевозочных документов;
- правила осуществления трансферных перевозок;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ по обслуживанию пассажиров на внутренних и международных авиарейсах;
- правила обслуживания пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- правила работы с засланным, неприбывшим, поврежденным багажом, а также с багажом с недостачей части содержимого;
- принципы работы в информационных автоматизированных системах регистрации пассажиров и оформления багажа;
- принципы работы в информационных автоматизированных системах розыска багажа;
- общие сведения о конструкции воздушных судов;
- правила центровки и загрузки воздушных судов;
- правила перевозки опасных грузов;
- принципы авиационной безопасности;
- принципы системы управления безопасности полетов;
- концепцию человеческого фактора и его роль в обеспечении надежного функционирования авиационной системы;
- опасные факторы каждого компонента системы «специалист — техника — среда» и их влияние на надежность действий и безопасность полетов;
- составляющие потенциала надежности работника и профилактику их негативного проявления;
- системный подход к анализу и предупреждению авиационных событий, ошибок и нарушений;
- принципы управления конфликтами и стрессами;
- сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность, при обеспечении обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты;
- общее устройство аэропортового оборудования, вычислительной техники в объеме, необходимом для выполнения работ по обслуживанию пассажиров на внутренних и международных авиарейсах.
уметь:
- проверять формы документов на воздушную перевозку пассажиров и багажа;
- взаимодействовать с другими сотрудниками СОПП;
- пользоваться персональным компьютером и средствами связи в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей;
- заполнять формы документов на воздушную перевозку пассажиров и багажа;
- помогать пассажирам в оформлении заявлений и претензий по поводу порчи, недостачи или неприбытия багажа;
- заполнять формы документов на зарегистрированный багаж, который не был получен или востребован пассажиром;
- заполнять формы документов на ручную кладь и вещи, забытые пассажиром на борту воздушного судна или на территории авиационной организации и аэропорта;
- осуществлять диспетчерское сопровождение групповых перевозок и отдельных категорий пассажиров;
- применять правила установления позитивного межличностного общения в работе;
- использовать необходимые психологические приемы в области саморегуляции психоэмоционального состояния;
- эффективно решать проблемные профессиональные ситуации;
- прогнозировать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
- анализировать причины ошибочных действий специалистов на основе системного подхода;
- организовывать деятельность с учетом влияния человеческого фактора;
- активно способствовать исправлению организационных недостатков в работе.
владеть:
- технологией работы, правилами ведения рабочей документации;
- специальной терминологией на английском языке, используемой при общении с иностранными пассажирами и экипажами ВС;
- навыками поведения в конфликтной ситуации.
принимать:
- необходимые меры для обеспечения авиационной безопасности;
- необходимые меры по информированию руководителя о нарушениях технологического процесса, обнаруженных во время работы.
Форма обучения
Обучение с использованием информационных обучающих технологий, очное обучение (лекции, практические занятия).
Продолжительность обучения
Продолжительность обучения — 45 часов, в том числе:
- ИОТ — 15 часов;
- Лекции, практические занятия — 20 часов;
- Дифференцированный зачёт — в том числе;
- Зачёт — в том числе;
- Экзамен — 10 часов.
Количество учебных дней — 5 дней. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает
- текущий контроль знаний, который проводится в формах промежуточного тестирования по каждой теме учебной программы, опроса 2-3 слушателей по каждой учебной теме на этапе очного обучения;
- итоговая аттестация, которая проводится в форме экзаменов, зачётов, дифференцированного зачёта по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | ИОТ | Лекции, практ. занят. (час) |
Форма контроля |
---|---|---|---|---|---|
1. | Организация перевозок на воздушном транспорте. | 12 | 6 | 4 | 2, экзамен |
2. |
Перевозка опасных грузов воздушным транспортом (9 категория ИКАО). |
8 | - | 6 | 2, экзамен |
3. |
Авиационная безопасность. |
8 | 5 | 1 | 2, экзамен |
4. | Основы психологии общения и конфликтологии. | 4 | 2 | - | 2, экзамен |
5. | Организация и проведение сердечно-легочной реанимации. | 2 | - | 2 | в т. ч. зачёт |
6. |
Методы и приемы психологической диагностики по выявлению потенциально опасного пассажира в аэровокзальном комплексе и контролируемой зоне. |
5 | 2 | 1 | 2, экзамен |
7. |
Специальная терминология на английском языке. |
4 | - | 4 | в т. ч. зачёт |
8. |
Подготовка в области человеческого фактора. |
2 | - | 2 | в т. ч. ДЗ |
Итого: | 45 | 15 | 20 | 10 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Договор воздушной перевозки, его оформление и изменение.
- Норма бесплатной перевозки. Вещи, на которые не распространяется норма бесплатной перевозки.
- Понятие акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Основные данные о взрывных устройствах, взрывчатых веществах, оружии, боеприпасах.
- Общие требования к упаковыванию опасных грузов, инструкции по упаковыванию.
- Способы получения психологической информации.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.);
- прохождение учебной практики (стажировки) осуществляется на рабочем месте слушателя.
Использование информационных обучающих технологий
Обучение по данной программе предусматривает самоподготовку слушателей с применением системы информационных обучающих технологий (далее — ИОТ), обеспечивающих доступ к учебным материалам, библиотеке ресурсов и методическим материалам (в т. ч. организации самоконтроля). Система позволяет учитывать время работы слушателя в системе ИОТ.