Настоящая программа профессионального обучения повышения квалификации «Периодическая наземная подготовка бортрадистов ВС Ту-154Б, М» является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить бортрадисты ВС Ту-154Б, М в процессе подготовки в соответствии с квалификационно-должностными требованиями и требованиями подготовки авиационных специалистов согласно п. 5.84 ФАП-128.
Цель подготовки
- подготовка бортрадистов ВС Ту-154Б, М для выполнения возложенных на них обязанностей;
- совершенствование и поддержание профессиональной подготовки, повышения уровня знаний и практических умений бортрадистов ВС Ту-154Б, М;
- восстановление и поддержание на требуемом уровне обязательных знаний по основным дисциплинам и практических навыков, по применяемым процедурам;
- изучение правил выполнения полетов и технологии работы экипажа;
- изучение вопросов профессиональной деятельности в особых случаях полёта;
- изучение анализа безопасности полетов в гражданской авиации РФ, в авиакомпаниях по эксплуатируемому типу ВС.
В результате обучения слушатели должны
знать:
- нормативные документы, регламентирующие летную деятельность;
- правила выполнения полетов в особых условиях;
- классификацию и определения авиационных событий;
- авиационные происшествия, связанные с невыполнением нормативных документов;
- авиационные происшествия, инциденты, повреждения ВС на земле, чрезвычайные происшествия, причины и мероприятия по предотвращения этих событий;
- перечень документов, определяющих формирование системы управления безопасностью полетов;
- конструкцию планера и систем самолетов в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовки бортрадистов;
- источники электроэнергии переменного и постоянного тока, резервные и аварийные источники питания;
- работу потребителей электрооборудования;
- назначение комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, его классификацию по функциональному назначению, состав и размещение на самолете;
- правила и процедуры эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования самолета;
- правила эксплуатации приборного оборудования на земле и в полёте;
- особенности использования оборудования в стандартных условиях и в особых случаях в соответствии с требованиями РЛЭ;
- эксплуатационные процедуры, регламентирующие летную деятельность;
- правила ведения радиотелефонной связи и фразеологию радиообмена;
- состав и комплектность бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО).
уметь:
- оценивать состояние систем ВС при предполетной подготовке и в полете;
- эксплуатировать источники электроэнергии и потребителей электрооборудования на земле и в полёте согласно РЛЭ;
- включать, проверять работоспособность РЭО на предполётной подготовке;
- правильно эксплуатировать радиоэлектронное оборудование в полёте согласно требованиям и рекомендаций РЛЭ;
- правильно считывать информацию с индикаторов;
- оценивать работоспособность приборного оборудования;
- грамотно действовать в случаях срабатывания сигнализации и при отказах приборного оборудования.
- грамотно использовать аэронавигационную информацию при выполнении полетов.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
Продолжительность подготовки — 69 часов, в том числе:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 44 часа;
- Практические занятия — 10 часов;
- Экзамен, дифференцированный зачет, зачет — 14 часов;
- Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) — 1 час.
Количество учебных дней до 12 дней. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- промежуточный контроль знаний, который проводится по каждой учебной дисциплине в форме экзаменов, дифференцированных зачетов, зачетов, предусмотренных учебным планом программы;
- итоговый контроль знаний (итоговая аттестация), который проводится в форме квалификационного экзамена по всем учебным Программы. К итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно сдавшие экзамены, дифференцированные зачеты и зачеты по всем дисциплинам Программы в соответствии с учебным планом.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Форма контроля знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Воздушное право | 6 | 4 | - | 2, экз. |
2. | Система управления безопасностью полётов | 4 | 3 | - | 1, ДЗ |
3. | Конструкция и эксплуатация воздушного судна и его систем, в т. ч.: |
26, в т. ч.: |
22, в т. ч.: |
- |
4, экз., в т. ч. ДЗ |
Раздел № 1. Электрооборудование ВС и его летная эксплуатация.Проверка исправности |
12 | 10 | - | 2, экз. | |
Раздел № 2. Радиооборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности |
12 | 10 | - | 2, экз. | |
Раздел № 3. Приборное оборудование ВС и его летная эксплуатация. Проверка исправности |
2 | 2 | - | в т. ч. ДЗ | |
4. | РЛЭ ВС | 6 | 4 | - | 2, экз. |
5. | Навигация | 4 | 3 | - | 1, зачет |
6. | Метеорология | 6 | 3 | 1 | 2, экз. |
7. | Радиотелефония | 6 | 4 | - | 2, ДЗ |
8. | Приём на слух сигналов азбуки Морзе | 2 | - | 2 | в т. ч. ДЗ |
9. | Аварийно-спасательная подготовка (суша) членов летных экипажей ВС | 8 | 1 | 7 | в т. ч. ДЗ |
10. | Итоговая аттестация (кв. экзамен) | 1 | - | - | 1, экз. |
Итого: |
69 | 44 | 10 | 15 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Расскажите про систему питания полным и статическим давлением.
- Опишите связи приборного и радиооборудования самолета.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Общая схема планера, самолета и систем ВС.
- Система управления безопасностью полетов.
- Руководство по летной эксплуатации ВС.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса;
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.