Настоящая программа разработана на основе программы курса повышения квалификации сотрудников САБ по специализации «Предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов», для углубленного изучения дисциплины «Методы и приемы психологической диагностики по выявлению потенциально опасного пассажира в пассажиропотоке (профайлинг)».
Цель подготовки
Цель обучения по программе курса «Технология выявления потенциально опасного пассажира (посетителя) в пассажиропотоке с использованием метода профайлинга» — дополнительная подготовка сотрудников САБ (инспекторов, осуществляющих предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов) для высокоэффективного выполнения функциональных обязанностей в части выявления потенциально опасного пассажира (посетителя) в пассажиропотоке.
В результате подготовки слушатели должны:
знать:
- документы, регламентирующие деятельность гражданской авиации;
- назначение, задачи, структуру и деятельность аэропорта;
- сведения об особенностях современного воздушного терроризма, формах и методах борьбы с ним;
- классификацию актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и угроз в адрес гражданской авиации.
- требования Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО по АБ;
- требования федеральных нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации;
- приказы, нормативные и методические документы, регламентирующие организацию охраны объектов;
- организацию обеспечения АБ в аэропорту (авиакомпании) ГА;
- основные требования норм, правил и процедур по обеспечению авиационной безопасности, способы и методы их выполнения;
- функциональные обязанности и права сотрудника групп предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
- нормативные документы, регламентирующие перевозку пассажиров и багажа на воздушном транспорте;
- принцип действия и правила безопасной эксплуатации технических средств, применяемых в подразделениях охраны;
- организацию досмотра авиаперсонала, работников аэропорта и организаций, осуществляющих работу на территории аэропорта, при прохождении их в контролируемую зону;
- образцы различных видов документов, удостоверяющих личность, пропусков, перевозочных документов;
- различные способы подделки документов;
- правила досмотра вещей, проверок ввозимого и вывозимого груза;
- правила использования средств связи и оповещения;
- предназначение и технические характеристики технических средств охраны, контроля доступа, досмотра, связи и оповещения, спецсредств и транспортных средств, используемых в целях обеспечения авиационной безопасности аэропорта, его инфраструктуры и базирующихся организаций (авиакомпаний);
- принцип работы, технические характеристики, конструктивные особенности технических средств охраны, правила и условия их эксплуатации;
- принципы и приемы обеспечения организационной и технической безопасной эксплуатации оборудования, основанного на принципе использования ионизирующего излучения;
- правила эксплуатации технических средств охраны;
- сведения о взрывных устройствах, взрывчатых веществах, оружии и боеприпасах, используемых в диверсионно-террористических целях; основные способы их проноса на борт ВС, сокрытия и опознания;
- назначение, принцип работы, технические и обнаружительные характеристики применяемых технических средств досмотра, технологию их применения, правила безопасности при их эксплуатации;
- правила и методы использование технических средств досмотра;
- ухищренные способы сокрытия предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте;
- порядок изъятия и оформления выявленных при досмотре опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте;
- основы психологии и поведенческие реакции человека в стрессовых и конфликтных ситуациях;
- основы понятия о психофизиологическом состоянии человека, связанном со стрессовой и конфликтной ситуацией;
- религиозные и этнические особенности и нормы поведения пассажиров;
- особенности поведения пассажиров различных социальных статусов;
- основы психологии лжи и обмана;
- поведенческие особенности, вербальные и невербальные признаки обмана;
- основные методы распознавания особенностей и стереотипов поведения потенциальных преступников;
- порядок оценки угрозы безопасности гражданской авиации;
- порядок действий сотрудников САБ при угрозе теракта, в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- порядок действий сотрудников САБ при урегулировании чрезвычайных ситуаций;
- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания;
- правила соблюдения техники безопасности при работе на технических средствах обеспечения АБ, которыми оснащены службы АБ;
- правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.
уметь:
- практически выполнять свои функциональные обязанности;
- проводить оценку угрозы безопасности гражданской авиации;
- проводить досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа при допуске их в контролируемые зоны аэропортов РФ;
- выявлять, опознавать и определять в процессе досмотра самодельные взрывные устройства (СВУ), оружие, боеприпасы и другие опасные предметы и вещества, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства;
- обращаться с ручным металлоискателем при осуществлении личного досмотра лиц, входящих в контролируемую зону (обыска различных участков тела человека);
- различать на мониторе рентгено-телевизионного интроскопа соответствующие формы оружия, боеприпасов и других опасных предметов и веществ (определять предметы на экране);
- проводить непосредственный (контактный) досмотр ручной клади;
- производить изъятие и оформление опасных предметов и веществ;
- обращаться с выявленным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами и опасными предметами до прибытия специалистов;
- выполнять мероприятия, предусмотренные при обнаружении взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, при урегулировании чрезвычайных ситуаций;
- выявлять признаки нестандартного поведения пассажиров, характерного для лжи, обмана, сокрытия информации;
- использовать различные техники общения с пассажиром;
- учитывать этнические и религиозные особенности поведения пассажиров;
- вести общение с пассажиром в конфликтной ситуации;
- осуществлять взаимодействие с правоохранительными, пограничными и таможенными органами, а также с сотрудниками других органов исполнительной власти;
- умело действовать в чрезвычайных ситуациях;
- в случае необходимости производить задержание лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта или подозреваемых в совершении правонарушений, (без применения физических мер) не подвергая опасности задержанных и находящихся рядом с ними лиц, сопровождать их в караульное помещение или передавать в правоохранительные органы;
- правильно действовать в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
- выполнять правила техники безопасности при работе на технических средствах обеспечения АБ, которыми оснащены службы АБ;
- обеспечивать собственную безопасность и безопасность пассажиров при прохождении досмотровых процедур.
Форма подготовки
Очная, с отрывом от производства.
Продолжительность подготовки
Продолжительность обучения — 38 часа, в том числе:
- Теоретическая подготовка — 24,5 часа;
- Практические занятия — 11,5 часа;
- Экзамен — 2 часа.
Количество учебных дней — 5 дней. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и умений предусматривает
Проверка степени усвоения курса обучаемыми осуществляется различными методами и способами:
- систематический опрос на занятиях 2-3 слушателей по темам учебной программы;
- зачет, дифференцированный зачет или экзамен по отдельным темам в соответствии с учебным планом.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
Раздел 1. Введение в курс обучения
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Введение в курс. | 0,5 | 0,5 | - | - |
2. | Общие сведения о терактах, произведенных на объектах ГА последние 15 лет (теракты на других видах транспорта). | 1,5 | 1,5 | - | - |
Итого: | 2 | 2 | - | - |
Раздел 2. Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности. | 1 | 1 | - | - |
2. | Нормативные правовые документы обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. | 1 | 1 | - | - |
Итого: | 2 | 2 | - | - |
Раздел 3. Организация обеспечения авиационной безопасности
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Основы организации пропускного и внутриобъектового режима. | 0,5 | 0,5 | - | |
2. | Инженерно-технические средства обеспечения авиационной безопасности. | 1 | 1 | - | |
3. | Основы организации и порядок проведения досмотра пассажиров, персонала, посетителей, ручной клади, груза, багажа, почты и транспортных средств. | 1,5 | 1,5 | - | |
4. | Средства, используемые в диверсионно-террористических целях и их внешние отличительные признаки. | 1 | 1 | - | |
5. | Распознавание опасных предметов и веществ. | 2 | - | 2 | в т. ч. комп. тестирование |
Итого: | 6 | 4 | 2 | в т. ч. ДЗ |
Раздел 4. Методы и приёмы психологической диагностики по выявлению потенциально опасного пассажира (посетителя) в пассажиропотоке (профайлинг)
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Профайлинг в системе мер обеспечения авиационной безопасности. | 1 | 1 | - | - |
2. | Особенности поведения пассажиров (посетителей). | 7 | 4 | 3 | - |
3. | Выявление потенциально опасного пассажира (посетителя). | 7 | 4 | 3 | - |
4. | Особенности потенциально опасного пассажира (посетителя). | 3 | 3 | - | - |
5. | Особенности проверки документов, удостоверяющих личность, и перевозочных документов. | 2 | 2 | - | - |
Экзамен | 2 | - | - | 2 | |
Итого: | 22 | 14 | 6 | 2 |
Раздел 5. Психология общения и поведения в конфликтных ситуациях
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Введение. | 0,5 | 0,5 | - | - |
2. | Семинар. Религиозные и этнические особенности поведения пассажиров. Особенности поведения пассажиров различных социальных статусов. | 0,5 | - | 0,5 | - |
3. | Семинар. Психология конфликтной личности. | 0,5 | - | 0,5 | - |
4. | Семинар. Особенности взаимоотношений с пассажирами в условиях конфликта. | 0,5 | - | 0,5 | - |
5. | Ролевая игра «Конфликтные ситуации». | 1 | - | 1 | - |
6. | Дидактическая деловая игра «Поведение в нестандартных деловых и жизненных ситуациях». | 1 | - | 1 | - |
Итого: | 4 | 0,5 | 3,5 | в т. ч. ДЗ |
Раздел 6. Охрана труда сотрудников авиационной безопасности. Обеспечение радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения
№ | Наименование тем и разделов | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Охрана труда сотрудников авиационной безопасности. Обеспечение радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения. | 2 | 2 | - | - |
Итого: | 2 | 2 | - | - |
Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Проверка знаний | ||
---|---|---|---|---|---|
Общее количество часов: | 38 | 24,5 | 11,5 | 2 |