Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
Изображения:
Размер шрифта:
Эффекты:

При изменении цветовой схемы эффекты будут автоматически отключены

Пассажирам с ограниченными возможностями здоровья
Назад

ДПП – ППК работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте ТИ (с использованием ИОТ)

Дополнительная профессиональная программа — программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (с использованием информационных обучающих технологий) разработана на основе Типовой дополнительной профессиональной программы — программы повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования, утвержденной Приказом Минтранса России от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности».

Цель подготовки

Подготовка работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств (далее соответственно — ОТИ, ТС) на воздушном транспорте.

В результате изучения программы слушатели должны

знать:

  • положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
  • структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
  • перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
  • основы информационного, материально-технического и научно-технического обеспечения транспортной безопасности;
  • порядок категорирования ОТИ;
  • требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС по видам транспорта;
  • особенности реализации требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС;
  • порядок подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;
  • порядок аккредитации подразделений транспортной безопасности, требования к ним, их полномочия и ответственность;
  • особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
  • основания привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение требований в области транспортной безопасности, административной ответственности за нарушение порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности.

уметь:

  • разрабатывать внутренние организационно-распорядительные акты в области обеспечения транспортной безопасности;
  • осуществлять контроль за разработкой и представлением на утверждение в компетентный орган по обеспечению транспортной безопасности плана, паспорта;
  • осуществлять контроль за реализацией плана, паспорта;
  • осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти, об угрозах совершения или о совершении АНВ в деятельность транспортного комплекса;
  • осуществлять контроль за подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности;
  • разрабатывать мероприятия по совершенствованию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС с учетом-угроз совершенствования АНВ.

Форма обучения

Обучение очно-заочное с использованием ИОТ (электронного обучения).

Продолжительность подготовки по программе — 40 часов, в том числе:

  • с использованием ИОТ — 30 часов;
  • очные занятия — 10 часов, в том числе 2 часа экзамен.

Количество очных учебных дней — 2 дня.

Максимальная продолжительность учебного дня — 8 часов.

Контроль знаний и навыков

Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем прохождения теста с использованием ИОТ после окончания освоения каждого из модулей Программы. 

Слушатели, успешно прошедшие тестирование в части программы с использованием ИОТ, допускаются к очному обучению, промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится по каждому модулю, предусматривающему очные занятия, в форме устного опроса слушателей по изученному материалу.

После успешного освоения слушателем каждого модуля Программы проводится итоговая аттестация в форме экзамена по экзаменационным билетам.

Обратите внимание

Обучение осуществляется на русском языке.

Учебный план

Модуль 1. Введение в курс подготовки

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Цель, задачи и программа курса подготовки 0,5 0,5 -
2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз 0,5 0,5 -
 

Итого:

1

1 -

Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
2. Требования по обеспечению транспортной безопасности — общие сведения 1,5 1,5 -
3. Положения международных договоров Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства 1 1 -
 

Итого:

3,5 3,5 -

Модуль 3. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Устройства, предметы и вещества, в отношении которых предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть 1,5 1 0,5
 

Итого:

1,5 0 0,5

Модуль 4. Функции системы мер по обеспечению транспортной безопасности

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Категорирование ОТИ 0,5 0,5 -
2. Оценка уязвимости ОТИ, подлежащих категорированию, и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее — оценка уязвимости) 0,5 0,5 -
3. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС 0,5 0,5 -
 

Итого:

1,5 1,5 -

Модуль 5. Силы обеспечения транспортной безопасности

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Силы обеспечения транспортной безопасности. Подразделения транспортной безопасности: порядок создания, аккредитации и функционирования. Положение (устав) о подразделении транспортной безопасности 1 1 -
2. Подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности Понятия «орган аттестации», «аттестующая организация» 0,5 0,5 -
 

Итого:

1,5 1,5 -

Модуль 6. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — общие сведения 0,25 0,25 -
2. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — зона транспортной безопасности и ее части, критические элементы 1 0,5 0,5
3. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — методы и технические средства обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
4. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — разработка, принятие и исполнение внутренних организационно-распорядительных документов 1 0,5 0,5
5. Планирование мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС — управление инженерно-техническими системами, техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
6. Ресурсное обеспечение транспортной безопасности 0,25 0,25 -
 

Итого:

4,5 3,5 -

Модуль 7. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС 2 1 1
2. Граница зоны транспортной безопасности и ее частей в отношении ОТИ. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (далее — КПП), постов 1 1 -
3. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ, ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС 2 1 1
4. Реализация порядка функционирования постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС 1 0,5 0,5
5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности 1,5 0,5 1
8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на КПП (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ и (или) ТС 1,5 1 0,5
9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС 1,5 1 0,5
10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также обследования материально-технических объектов, перемещение которых в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС может быть запрещено или ограничено 1,5 1 0,5
11. Организация связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности 1 0,5 0,5
12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС 0,5 0,5 -
13. Порядок действий при потенциальных угрозах совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС 2 1 1
14. Организация учений и тренировок в области обеспечения транспортной безопасности 0,5 0,5 -
 

Итого:

18 11,5 6,5

Модуль 8. Информационное обеспечение транспортной безопасности

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) 0,5 0,5 -
2. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну 0,5 0,5 -
3. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС 0,5 0,5 -
4. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности, уполномоченных подразделений Федеральной службы Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ 0,5 0,5 -
 

Итого:

2 2 -

Модуль 9. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности 1 1 -
2. Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности 0,5 0,5 -
3. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, порядков и правил, установленных в области обеспечения транспортной безопасности 1 1 -
 

Итого:

2,5 2,5 -

Модуль 10. Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС и соответствия реализуемых мер угрозам совершения АНВ

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Соответствие реализуемых мер угрозам совершения АНВ 1 1 -
2. Оценка состояния защищенности ОТИ и (или) ТС от угроз совершения АНВ 1 1 -
 

Итого:

2 2 -

Модуль 11. Итоговая аттестация. Экзамен по курсу

Наименование тем и разделов Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
1. Итоговая аттестация. Экзамен по курсу 2 - 2, экз.
 

Итого:

2 - 2, экз.
    Всего (час) с использованием ИОТ (час) очное обучение (час)
 

Общее количество часов:

40

30 10, в т. ч. 2 экзамен

Пример вопросов к промежуточной аттестации:

  1. Назовите способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ.
  2. Какие существуют ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

Пример вопросов к итоговой аттестации:

  1. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от актов незаконного вмешательства.
  2. Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/ТС по постоянным или разовым пропускам.
  3. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Реализация настоящей программы возможна только при наличии необходимой и достаточной учебно-методической и практической базы обучения, отвечающей современным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к учебным заведениям дополнительного профессионального образования, в том числе современной системы обучения, контроля и тестирования слушателей, эффективно отработанных учебных материалов по транспортной и авиационной безопасности. Необходимо учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки слушателей.

Для преподавания и работы в качестве инструкторов практического обучения кроме штатных преподавателей авиационного учебного центра могут привлекаться специалисты-профессионалы из числа руководителей, инспекторского состава, преподавателей и инструкторов, научных работников и практиков, прошедших специальную подготовку по вопросам транспортной и авиационной безопасности.

Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

Занятия с использованием ИОТ проводятся с целью изучения нового учебного материала. 

Очные занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных с использованием ИОТ и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. 

Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания обучающихся, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан соотносить новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.

Для реализации программы необходимо наличие:

  • учебно-тренажерной базы, обеспечивающей размещение и проведение подготовки (учебные классы), размещение и хранение учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;
  • тренажеров, требования к которым установлены порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

При реализации программы необходимо наличие информационно-коммуникационных ресурсов, учебных, учебно-методических, справочных и иных печатных и электронных изданий, учебно-методической документации и материалов.

На очных занятиях преподаватель (инструктор) обязан принимать меры предосторожности, не допускать нарушения слушателями Техники безопасности и требований документов по охране труда.

Оставить заявку на обучение