Настоящая программа является программой профессионального обучения повышения квалификации, которую осваивают члены кабинных экипажей ВС по курсу «Аварийно-спасательная подготовка членов кабинных экипажей ВС», выполняющие полеты на ВС Ту-134А, Б, Ту-154Б, М, Ил-62М, Ил-96 и его модификации, Ан-148 и его модификаций, Ту-204 и его модификации, Ту-214, Як-42(Д), Boeing 737-300/400/500, Boeing 737-600/700/800/900.
Цель подготовки:
- подготовка членов кабинных экипажей ВС для выполнения возложенных на них обязанностей;
- совершенствование и поддержание профессиональной подготовки, повышение уровня знаний и практических умений членов кабиных экипажей ВС, особенно по редко применяемым в повседневной работе процедурам;
- изучение изменений в нормативных документах;
- изучение правил выполнения полетов и технологии работы экипажа;
- изучение вопросов профессиональной деятельности в опасных, аварийных, сложных и усложненных условиях полета (особых случаях полёта);
- изучение анализа безопасности полетов в гражданской авиации РФ, в авиакомпаниях по эксплуатируемому типу ВС.
В результате подготовки слушатели должны
знать:
- аварийные типовые ситуации на борту ВС и факторы угрозы, сопровождающие эти ситуации;
- основной порядок действий в аварийных типовых ситуациях;
- состав и комплектность бортового аварийно-спасательного оборудования (БАСО).
иметь:
- навыки организации взаимодействия между членами экипажа в аварийных ситуациях;
- твердые навыки правильного и эффективного применения БАСО, средств аварийной радиосвязи, средств сигнализации и обнаружения.
уметь:
- применять принципы руководства пассажирами для предотвращения и подавления паники;
- принимать правильное решение при быстром развитии аварийных ситуаций.
обладать:
- психологической устойчивостью к неожиданному возникновению аварийных ситуаций и применять принципы руководства пассажирами для предотвращения и подавления паники.
Форма подготовки:
Очная.
Продолжительность подготовки:
Модуль 1. Аварийно-спасательная подготовка (суша) членов кабинных экипажей ВС.
Продолжительность подготовки — 8 часов:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 1 час;
- Практические занятия — 7 часов;
- Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) — в том числе.
Модуль 2. Водная аварийно-спасательная подготовка членов кабинных экипажей ВС.
Продолжительность подготовки — 8 часов:
- Теоретическая подготовка (лекции) — 4 часа;
- Практические занятия — 4 часа;
- Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) — в том числе.
Количество учебных дней — 1 день.*
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает:
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов, которые предусмотрены учебной программой без выделения дополнительного времени;
- итоговый контроль знаний, который проводится в виде итоговой аттестации (квалификационного экзамена), предусмотренного учебным планом программы.
Обучение осуществляется на русском языке.
Модуль 1. Учебный план
№ | Наименование темы | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) |
---|---|---|---|---|
1. |
Анализ результатов АП в ГА. Разбор реальных АП. |
1 | 1 | - |
2. | Применение аварийно-спасательного оборудования. | 7 | - | 7 |
3. | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | В т.ч | - | - |
Итого: | 8 | 1 | 1 |
Модуль 2. Учебный план
№ | Наименование темы | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) |
---|---|---|---|---|
1. | Анализ авиапроисшествий, связанных с приводнением ВС | 0,5 | 0,5 | - |
2. | Руководящие документы, регламентирующие наличие на борту ВС аварийных плавсредств | 0,5 | 0,5 | - |
3. | Устройство и технические характеристики авиационных спасательных плавсредств. Основные правила и порядок их применения. | 2 | 2 | - |
4. | Действия экипажа при вынужденной посадке на воду | 1 | 1 | - |
5. | Действия экипажа по организации эвакуации пассажиров из ВС в воду с использованием спасательных плавсредств. |
3, из них: |
- |
3, из них: |
5.1 Правила обращения с надувными спасательными жилетами экипажа и пассажиров, детским спасательным жилетом (ДСЖ), люлькой (ДСЛ). | 0,5 | - | 0,5 | |
5.2 Отработка навыков плавания, взаимопомощи и выживания в спасательных жилетах. | 1 | - | 1 | |
5.3 Подготовка к работе и введение в действие групповых плавсредств. Организация и этапы эвакуации пассажиров с ВС в спасательные плоты, трапы-плоты. | 1,5 | - | 1,5 | |
6. | Общие и специальные сведения о выживании в условиях водного пространства. | 1 | - | 1 |
7. | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | В т.ч | - | - |
Итого: |
8 | 4 | 4 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Организация поисково-спасательного и аварийно-спасательного обеспечения полетов в ГА.
- Дайте краткий анализ результатов авиационного происшествия.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Состав и размещение аварийно-спасательного оборудования на ВС.
- Правила применения аварийно-спасательного оборудования, порядок эвакуации ВС.
- Действия членов экипажа и пассажиров при использовании индивидуальных и групповых плавсредств.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса,
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.