Настоящая программа является программой профессионального обучения повышения квалификации, которую осваивают члены кабинных экипажей ВС: Ил-62М; Ил-96-300 и его модификации; Ту-134А, Б; Ту-154М; Ту-154Б; Ту-204 и его модификаций; Ту-214 и его модификации; Як-42(Д); Ан-148 и его модификаций; Boeing-737-300/400/500; Boeing-737-600/700/800/900; Embraer-135/145; HS 125 (700/800/850XP и 1000A) при повышении квалификации.
Цель подготовки
- подготовка членов кабинных экипажей ВС для выполнения возложенных на них обязанностей;
- совершенствование и поддержание профессиональной подготовки, повышение уровня знаний и практических умений членов кабиных экипажей ВС;
- изучение изменений в нормативных документах;
- изучение правил выполнения полетов и технологии работы экипажа.
В результате подготовки слушатели должны
знать:
- воздушное законодательство Российской Федерации;
- законодательство Российской Федерации о труде;
- права, обязанности и ответственность бортпроводника;
- требования по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите;
- правила организации воздушных перевозок;
- правила перевозок пассажиров, багажа и грузов;
- технологию работы бортпроводника;
- санитарные правила и организацию питания авиапассажиров в рейсе;
- отраслевые стандарты по предоставлению услуг авиапассажирам, выдаче мягкого инвентаря и средств обслуживания авиапассажиров;
- правила оформления полетной документации;
- общие сведения об оборудовании воздушного судна эксплуатируемого типа;
- технические данные и размещение бытового оборудования ВС, его эксплуатацию;
- конструктивные особенности и расположение служебных, бытовых и общественных помещений на ВС разных классов;
- технологию взаимодействия членов кабинного и летного экипажа в штатных, нештатных и аварийных ситуациях;
- обязанности и функции других членов экипажа в аварийной обстановке;
- правила оказания первой помощи;
- иностранный язык в предусмотренном объеме.
уметь:
- выполнять обязанности по обеспечению безопасности пассажиров в нормальных условиях полета и в случае возникновения на борту аварийной обстановки или ситуации, требующей аварийной эвакуации;
- осуществлять наблюдение в полете;
- распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;
- действовать в особых случаях в полете и аварийной обстановке;
- взаимодействовать с другими членами экипажа ВС в штатных, нештатных и аварийных ситуациях;
- выполнять обязанности бортпроводника;
- грамотно эксплуатировать буфетно-кухонное оборудование общего назначения;
- выполнять требования инструкции по охране труда.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
№ |
Объем программы, час. |
Лекции, час. |
Практические занятия, час. | Вид контроля, час. |
---|---|---|---|---|
1. | 1 тип ВС — 62 | 28 | 18 |
Экзамен — 12, Дифференцированный зачет — 2, Зачет — в т. ч., Квалификационный экзамен — 2. |
2. | 2 типа ВС — 64 | 30 | 18 |
Экзамен — 12, Дифференцированный зачет — 2, Зачет — в т. ч., Квалификационный экзамен — 2. |
3. | 3 типа ВС — 66 | 32 | 18 |
Экзамен — 12, Дифференцированный зачет — 2, Зачет — в т. ч., Квалификационный экзамен — 2. |
4. | 4 типа ВС — 68 | 34 | 18 |
Экзамен — 12, Дифференцированный зачет — 2, Зачет — в т. ч., Квалификационный экзамен — 2. |
* Количество учебных дней зависит от количества типов ВС
Контроль знаний и навыков предусматривает:
- текущий контроль знаний, который проводится в формах систематического опроса на занятиях 2-3 слушателей по каждой теме учебной программы, собеседования или тестирования на этапе изучения теоретических материалов;
- промежуточный контроль знаний, который проводится в форме экзаменов, дифференцированных зачетов, зачетов по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом программы;
- итоговый контроль знаний (итоговая аттестация), который проводится в форме квалификационного экзамена по учебным дисциплинам учебной программы. К итоговой аттестации допускаются слушатели, успешно сдавшие экзамены, дифференцированные зачеты, зачеты по учебным дисциплинам Программы в соответствии с учебным планом.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебный план
№ | Наименование дисциплин | Всего (час) | Лекции (час) | Практические занятия (час) | Форма контроля знаний |
---|---|---|---|---|---|
1. | Основы воздушного права | 4 | 3 | - | 1, ДЗ |
2. |
Конструкция и бытовое оборудование ВС |
1 тип: 8 2 тип: 10 3 тип: 12 4 тип: 14 |
1 тип: 6 2 тип: 8 3 тип: 10 4 тип: 12 |
- | 2, экз. |
3. | Организация перевозок на воздушном транспорте | 6 | 4 | - | 2, экз. |
4. | Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация обслуживания пассажиров питанием | 10 | 4 | 4 | 2, экз. |
5. | Обеспечение авиационной безопасности | 8 | 2,5 | 3,5 | 2, экз. |
6. | Медицинское обслуживание | 6 | 3 | 1 | 2, экз. |
7. | Организация и проведение мероприятий по оказанию первой помощи и сердечно-легочной реанимации | 2 | 0,5 | 1,5 |
Зачет, в т. ч. |
8. | Профессиональный иностранный язык | 12 | 4 | 6 | 2, экз. |
9. | Специальная подготовка в области человеческого фактора | 4 | 1 | 2 | 1, ДЗ |
10. | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | 2 | - | - | 2, экз. |
Итого: |
1 тип: 62 2 тип: 64 3 тип: 66 4 тип: 68 |
1 тип: 28 2 тип: 30 3 тип: 32 4 тип: 34 |
18 |
16 |
* Количество учебных дней зависит от количества типов ВС
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Расскажите, что входит в состав кухонного оборудования?
- Понятие о центровке самолета
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Конструкция и эксплуатация бытового оборудования ВС.
- Технология обслуживания пассажиров на ВС.
- Оказание первой помощи.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса,
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.