Настоящая учебная программа предназначена для реализации требований по обеспечению авиационной безопасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области гражданской авиации, и пп. 5.84, 5.104, 5.105 ФАП-128. Программа является основным документом, определяющим содержание, систему и объем знаний, умений и навыков, которые должны получить бортрадисты воздушных судов в процессе обучения на курсах в Учебно-тренировочном центре в соответствии с квалификационно-должностными требованиями.
Цель подготовки
Повышение уровня профессиональных знаний и практических навыков обучаемых, полученных ими ранее, необходимых для высокоэффективного обеспечения авиационной безопасности при осуществлении профессиональной деятельности.
В результате подготовки слушатели должны:
знать:
- общее понятие о причинах и особенностях воздушного терроризма, формы и методы борьбы с ним;
- общие сведения об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
- тенденции изменения состояния авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации и в мире за последние годы;
- требования Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, рекомендации ИАТА по авиационной безопасности;
- требования нормативных правовых документов Российской Федерации по обеспечению АБ в ГА, нормативных правовых актов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и других полномочных органов по обеспечению защиты ГА от актов незаконного вмешательства;
- основное содержание и порядок выполнения мероприятий по обеспечению авиационной безопасности;
- установленный порядок контроля доступа и передвижения в контролируемой зоне аэропорта;
- организацию и проведение досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, почты и грузов;
- методы контроля поведения террористов и реакцию пассажиров;
- порядок действий в кабине летного экипажа, поддержания связи, координации и взаимодействия между летным и кабинным экипажем в условиях штатного режима работы и при возникновении чрезвычайной обстановки на борту ВС, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность ГА;
- соответствующие меры самообороны;
- перечень опасных веществ и предметов, запрещённых (разрешенных с соблюдением необходимых правил) пассажирам и членам экипажей ВС к перевозке в изолированных багажных отсеках ВС, зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах;
- общие сведения и отличительные признаки средств, используемых в террористических актах;
- порядок проведения предполетного и дополнительного досмотра воздушных судов, схемы и перечни мест досмотра воздушных судов, обязанности членов экипажа по участию в проведении досмотра ВС;
- порядок досмотра воздушных судов в полете и поиска подозрительного предмета и размещения его в наименее опасном месте воздушного судна;
- обязанности и порядок действий экипажа в условиях чрезвычайной обстановки и при пресечении противоправного поведения пассажиров.
уметь:
- оценивать уровень опасности события (чрезвычайной ситуации или акта незаконного вмешательства) в полете и на земле;
- координировать связь и действия между членами экипажа;
- проводить предполетный и дополнительный досмотр воздушного судна, пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов, почты в аэропортах и на аэродромах при отсутствии сотрудников службы авиационной безопасности;
- проводить досмотр воздушных судов и пассажиров в полете в случае получения информации о наличии на борту воздушных судов взрывного (зажигательного) устройства;
- применять правила досмотра самолета и рекомендации относительно размещения обнаруженных взрывных устройств (бомб, других опасных и подозрительных предметов), где это практически возможно, в наименее опасных местах воздушного судна;
- действовать при попытке захвата (угона), угрозе взрыва (поджога) воздушного судна, при вооруженном нападении на членов экипажа, при проявлении противоправного поведения пассажиров;
- правильно, грамотно действовать при возникновении на борту ВС в полёте чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА;
- применять предназначенные для членов экипажа защитные устройства;
- обращаться с выявленным оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и другими опасными предметами и веществами до прибытия специалистов;
- правильно использовать систему сигнализации об опасности (ССО);
- правильно действовать в случае несанкционированного (случайного) включения на борту воздушного судна системы сигнализации об опасности.
Форма подготовки
Очная.
Продолжительность подготовки
Продолжительность обучения — 16 часов, в том числе:
- лекции — 7 часов,
- практические занятия — 8 часов,
- дифференцированный зачет — 1 час.
Количество учебных дней: 2 дня. *
*примечание: количество учебных дней может меняться согласно учебному расписанию.
Контроль знаний и навыков предусматривает
Проверка степени усвоения курса слушателями осуществляется путем систематического опроса по каждой теме учебной программы 2-3 слушателей, по окончании обучения — дифференцированный зачёт. Освоение специалистом Программы считается завершенным после успешной сдачи дифференцированного зачета по курсу.
Обучение осуществляется на русском языке.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего (час) | Лекции (час) |
Практ. занят. (час) |
Форма контроля (ДЗ) |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Введение в курс. Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности в гражданской авиации РФ. Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту, авиапредприятии, у эксплуатанта. |
3 | 2 | 1 | ДЗ |
2. | Оценка уровня опасности события. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Ознакомление с методами контроля поведения террористов и реакцией пассажиров. Превентивные меры по предотвращению актов терроризма. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Правила досмотра воздушного судна и рекомендации относительно наименее опасных мест для размещения опасных предметов. | 1 | 1 | - | |
5. | Связь и координация между членами экипажа. | 2 | - | 2 | |
6. | Порядок действий в кабине летного экипажа в целях защиты воздушного судна. | 1 | 1 | - | |
7. |
Соответствующие меры самообороны. Применение предназначенных для членов экипажа защитных устройств. |
1 | 1 | - | |
8. | Практические занятия по отработке действий в реальной обстановке с учетом различных условий, угроз. | 3 | - | 3 | |
Дифференцированный зачет | 1 | - | - | ||
Итого: | 16 | 7 | 8 | 1 |
Пример вопросов к промежуточной аттестации:
- Общие сведения о терроризме, актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
- Правила досмотра воздушного судна и пассажиров в полете.
- Порядок покидания и возвращения на рабочее место в полете одного из членов летного экипажа.
Пример вопросов к итоговой аттестации:
- Понятие акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
- Типы поведенческих реакций пассажиров в конфликтных ситуациях, в условиях стресса.
- Типы и основные особенности эксплуатируемых воздушных судов.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Занятия проводятся в учебных аудиториях и компьютерных классах УТЦ № 21. УТЦ № 21 может осуществлять обучение (подготовку) за пределами своего местоположения при условии соблюдения п. 36 ФАП-289.
Учебные помещения должны отвечать следующим требованиям:
- соответствовать санитарным и пожарным нормам для установленного количества слушателей;
- иметь в наличии рабочие места для преподавателей и каждого слушателя;
- быть оборудованными средствами демонстрации иллюстративных материалов (схемы, плакаты, макеты, классные доски, технические средства обучения и т. д.).
При проведении занятий преподавателям рекомендуется:
- излагать учебный материал логически последовательно доступным для слушателей языком;
- использовать наглядные пособия и технические средства обучения для обеспечения доступности восприятия слушателями учебного материала;
- при изложении наиболее сложных вопросов Программы добиваться от слушателей понимания сути вопроса,
- закреплять учебный материал путем систематического опроса слушателей по каждой учебной теме Программы.
Преподаватели АУЦ должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствовать требованиям профессиональных стандартов;
- обладать необходимой квалификацией в преподаваемой области;
- иметь практический опыт в области педагогики, психологии и производственного обучения;
- знать содержание настоящей программы подготовки;
- знать требования воздушного законодательства применительно к осуществляемой деятельности;
- знать методы и приемы обучения, в том числе методику использования современного оборудования и технических средств обучения;
- иметь навыки работы с оборудованием и техническими средствами, используемыми в процессе обучения;
- проходить периодическую подготовку в соответствии с требованиями законодательства.